
В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному
развитию детей. Основная задача таких занятий — накопление разнообразного
сенсорного опыта, который па следующих этапах обучения позволит систематизировать
накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных
ситуациях.
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ
Цель: Научить
ребенка чередовать предметы по форме
Оборудование: По
четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см).
Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Взрослый
показывает ребенку красивые бусины. Бусины нужно подобрать так, чтобы они
отличались друг от друга по форме, а по цвету и по размеру были одинаковые.
На нить поочередно нанизывают круглые и квадратные
бусины. Взрослый предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке,
фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».
КРУГ, КВАДРАТ
Цель: Учить
группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Воспитатель
показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе.
Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую
тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает
детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами:
«Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».
ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА
Цель: Учить
детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки
с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики
и шарики.
Ход: Взрослый
показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть
шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно
круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое
проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него
есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При
каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет
шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и
вызывая положительные эмоции.
Также эту игру можно
использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках
большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно
добавлять отверстия и других геометрических форм, например –
треугольные, прямоугольные и т.д.
ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ
Цель: Учить
детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Картонное
изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и
треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и
треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход: Взрослый
показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые
штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры - заплатки и
предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк
благодарит их.
Эту
игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек
сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами
соответствующих цветов.
ВАРЕЖКИ
Цель: Учить детей
соотносить предметы по цвету, развивать цветовое восприятие, знакомить с
названием цветов.
Оборудование: Вырезанные
из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход: Взрослый
говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки,
т.к. варежки перепутались. Затем берет одну варежку (например, красную),
спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же
красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ
Цель: Учить детей
соотносить предметы по цвету, развивать цветовое восприятие, знакомить с
названием цветов.
Оборудование: Вырезанные
из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход: Родитель
показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у
каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает,
как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
Цель: Научить
ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: По
четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке,
шнур или мягкая проволока.
Ход: Взрослый
показывает ребенку красивые бусины. Бусины нужно подобрать так, чтобы они
отличались друг от друга по цвету, а по размеру и по форме были одинаковые. На
нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного
чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый
цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: Научить
ребенка чередовать предметы по величине.
Оборудование: По
четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета.
Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Взрослый
показывает ребенку красивые бусины. Бусины нужно подобрать так, чтобы они
отличались друг от друга по размеру (большие и маленькие), а по цвету и по
форме были одинаковые. Сначала взрослый сам показывает, как нужно собирать
бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с
большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,
затем большую, или наоборот.
ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД
Цель: формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять
предметно-игровые действия. Формировать умение подбирать предметы по цвету и
совмещать их в соответствии с цветом предмета; совершенствовать тонкие движения
кончиков пальцев, координацию рук.
Оборудование: кубики полые (это «вагончики»), паровоз; куколки, завернутые в пеленки. (4
куклы, 4 кубика 4-х основных цветов).
Ход: взрослый рассматривает паровоз и вагончики. Вагончики похожи на кубик,
каждый вагончик определенного цвета. Предлагает найти куколку в красной пеленке
и посадить в красный вагончик и так все 4 вагончика стоят за паровозиком (дети
по цвету вагончика определяют какую куколку нужно посадить в вагончик и это
делают вначале по показу, затем самостоятельно). Когда поезд будет двигаться по
столу (а это дети своей рукой приводят вагончики в движение), то есть вагончики
вместе с паровозиком «скользят» по столу, взрослый может прочитать
стихотворение ребенку:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий!
Кто едет в поезде?
Ну, конечно, куколки.
Мчится вдаль паровоз,
Сам, без машиниста!
Вот какой паровоз
К празднику купили!
Вот какой паровоз
Куклам подарили!
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий!
Кто едет в поезде?
Ну, конечно, куколки.
Мчится вдаль паровоз,
Сам, без машиниста!
Вот какой паровоз
К празднику купили!
Вот какой паровоз
Куклам подарили!
ИГРЫ С МОЗАИКОЙ
Цель: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами
(мозаикой). Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех
возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету.
Развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать,
стул, скамейка). Продолжать формировать тонкие движения руки, умение
действовать кончиками пальцев.
Оборудование: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая.
Ход: взрослый
показывает ребенку как можно построить из мозаики дорожку или заборчик одного
цвета или с чередованием цветов, можно подобрать к серединке цветочка лепестки
такого же цвета.
СОСТАВЬ УЗОР ИЗ ПУГОВИЦ
(коврик для кошечки)
(коврик для кошечки)
Цель: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими
предметами (пуговицами). Формировать зрительно-двигательную координацию и
чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное
отношение к результату своих действий.
Оборудование: пуговицы большие и маленькие различного цвета, полотно с накатанным
пластилином.
Ход: взрослый показывает, как надо выбрать (взять) пуговицу тремя пальцами и
положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, «составляя коврик
для кошечки».
Усложнение: выбор цвета и величины.
КРАСИВЫЕ УЗОРЫ
Цель: продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях;
развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы
слева направо; закреплять знание слов “большой”, “маленький”; учить ритмичному чередованию
величин. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); чистые
полоски бумаги; геометрическая мозаика; образец с готовым орнаментом.
Ход: взрослый выставляет образец с готовым орнаментом; обращает внимание, какой
красивый получился узор. Показывая на первый кружок, говорит: «Большой круг,
маленький и т.д.». Показывает, как накладывать формы слева направо, не
пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз
напоминает их последовательность: большой - маленький. Дети выполняют,
ориентируясь на образец.
Усложнение: чередование по цвету.
Цели: обращать внимание детей на том, что цвет и форма могут быть использованы
для изображения разнообразных предметов. Учить детей составлять из
геометрических фигур простые предметы (дом, снеговик, машина, ёлочка др.).
Развивать более тонкую дифференцировку, умение не отвлекаться от поставленной
задачи. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и величины.
Ход: Взрослый показывает ребенку как из геометрических
фигур можно составить домик, елочку и так далее и предлагает ребенку составить
фигурку самому.