
Овладение ребенком сложными видами двигательных умений
создаст необходимые условия не только для процесса школьного обучения, но и для
будущей трудовой деятельности. Развитие точности движений будет способствовать
подготовке детской руки к овладению письмом.
ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ
Цели: учить ребенка выполнять
действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке.
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: клубок, игрушка-котенок
(на конце нитки привязана игрушка).
Как выполнять: взрослый предлагает
поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок
(вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам).
При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.
НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ
КОТЁНКА
Цели: учить ребенка правильно
держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие
движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком
(изображением котёнка), другой чистый.
Как выполнять: взрослый рассматривает
котенка вместе с ребенком и говорит: «Котенок хочет поиграть с клубочком, давай
нарисуем клубок!». Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок
выполняет самостоятельно упражнение.
ЗАБЕЙ МОЛОТОЧКОМ
Цели: научить целенаправленно пользоваться игрушечным молотком. Развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий и эмоционально положительное отношение к игре, подражать действиям взрослых.
Материал: верстачок с отверстиями, втулочки, деревянный молоток.
Усложнение: на улице вбивать колышки деревянным молоточком в песок, делать забор и т.п.
ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ
Цели: развивать моторику руки.
Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: таз с холодной или
теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку,
другой ребенок ловит «пузыри».
Как выполнять: : упражнение проводится в
тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются
«пузыри». Педагог предлагает опустить кисти рук в воду и поймать «пузыри»
обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку
энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.
Усложнение: таз с холодной и горячей
(теплой) водой.
ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ
Цели: учить выполнять
соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную
координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное
внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов
(форму, величину и т.д.), объясняя, что соотнесение по этим признакам является
условием успешного выполнения действий.
Материал: коробочки одинаковой
формы, но разной величины, разные по цвету.
Как выполнять: взрослый показывает ребенку как можно
закрывать и открывать коробочки.
Крышки к коробочкам можно подбирать:
- разные
по форме (выбор из двух);
- разные по величине;
- разные по цвету.
- разные по величине;
- разные по цвету.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ
Цели: закреплять умение детей
проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. Продолжать
формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев.
Совершенствовать координацию и точность движений.
Материал: баночки с
прорезями:
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.
УКРАСИМ ПОЛЯНКУ
Цели: закреплять и расширять
знания о предметах и их свойствах. Развивать тактильную чувствительность
пальцев; формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками
пальцев.
Материал: панно с поляной цветов
на каждого ребенка, отдельно цветы для их пристегивания.
ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ,
ЗАШНУРУЙ БОТИНОК
Цели: учить продевать шнурок в
отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать
мелкие движения, целенаправленность действий с предметами. Формировать
положительное эмоциональное отношение к игре.
Материал: пуговица, сделанная из
дерева; ботинок из линолеума, шнурок.
(коврик для кошечки)
Цели: продолжать развивать
мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами (пуговицами).
Формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе
полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих
действий.
Материал: пуговицы большие и
маленькие различного цвета, полотно с накатанным пластилином.
Как выполнять: взрослый показывает, как
надо выбрать (взять) пуговицу тремя пальцами и положить на полотно с
пластилином. Затем нажать пальчиками, «составляя коврик для кошечки».
Усложнение: выбор цвета и величины говорит: «Большой круг,
маленький и т.д.». Показывает, как накладывать формы слева направо, не
пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз
напоминает их последовательность: большой - маленький. Дети выполняют,
ориентируясь на образец.
Усложнение: чередование по цвету.
ЛОВИСЬ РЫБКА
Цели: развивать у детей
сгибательные и разгибательные движения кистей рук, координацию обеих рук,
формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре;
подражать действиям взрослого.
Материал: тазик с водой, игрушки:
рыбки – 4 штуки, удочки с магнитом.
КАЖДОЙ МАШИНКЕ СВОЯ
ДОРОЖКА
Цель: фиксировать внимание
детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть
использован для их обозначения. Формировать у детей отношение к цвету как к
важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного
цвета.
Материал: дорожки, домики, машинки
4-х основных цветов.
ЧТО ЛЕЖИТ В ШАРИКЕ
Цели: учить выполнять более
тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой,
поменьше, маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев.
Материал: яйцо или шар (диаметр
8-10 см), вмещающие два разборных предмета, меньших по величине.