
Игры с пальчиками -
представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в
себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Немаловажным
элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все
подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают
неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти.
Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода
волшебством, которое утешает и успокаивает.
ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ
Цели: формировать
положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать
ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и
разгибательные движения кистей рук).
Как выполнять: взррослый хлопает своей
ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и
побуждает ребенка к ответным действиям.
Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки.
БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО
ДОРОГЕ
Цели: развивать мелкие
движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому;
продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Ка выполнять: взрослый показывает
движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно
передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним
пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем
словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки
бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).
“СОРОКА-СОРОКА”
Цели: развивать мелкие
движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать
положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать
зрительно-двигательную координацию.
Как выполнять: взрослый действует
руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по
ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
Сорока-сорока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой).
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой).
ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ
Цели: учить детей выделять
каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие
движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с
нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Как выполнять: педагог показывает свои
руки и говорит: «Пальчики любят гулять по дорожке». Удерживая все пальцы, кроме
одного в кулаке, показывает, как «топает пальчик по дорожке», а затем «прыгает
по кочкам». Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает
словами движения пальцев ребенка:
Пальчик топал по дорожке
топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп!
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп!
МОЛОТОК
Цель: развивать моторику руки.
Кулачок как молоток
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!
Как выполнять: ребенок выполняет
движения, сопровождая их стихотворным текстом.
ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ
Цели: учить действовать по
подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать
скорость движений.
Методические
рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и
говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу,
сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним
те же движения «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп
постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.
ЛОШАДКА
Цели: развивать движения кистей
рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и
положительное отношение к игре.
По дороге скользкой, гладкой
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок.
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок.
Методические
рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и
средним) - движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное
упражнение «скачет лошадка».
Усложнение: показ «скачущей лошадки»
по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения «скачет лошадка».
ГУСИ
Цель: продолжать развивать
внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять
движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.
Методические
рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не
лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним
снизу, резко сгибая кисть вниз «Га-га-га, где мои гусята?» - говорит он и
помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их:
«Гуси-гуси!». Дети отвечают: «Га-га-га». – «Есть хотите?»- продолжает педагог.
Дети отвечают: «Да-да-да».
Усложнение: ребенок выполняет
движения двух гусят