УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ БЛОГА,
НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ, А ТАКЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНТЕРЕСНЫМИ, РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ, В КОТОРЫЕ СМОЖЕТЕ ПОИГРАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ.

Поиск по этому блогу

суббота, 4 декабря 2021 г.

Что такое одаренность?

     

Одарённость - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека,  «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Наиболее частое проявление одаренности  - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Одаренные дети быстрее и легче усваивают новую информацию, чем их сверстники, при прочих равных условиях. У них более высокая креативность и более выраженные творческие способности.

Выявлять наличие одаренности можно попробовать по следующим общим признакам:

·           безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности

·           способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам

·           способность перескакивать через несколько этапов развития

·           многогранный и обширный словарный запас

·           сильно развитое чувство справедливости

·           увлечение чтением научной литературы

·           частый отказ спать днем

·           стремление задействовать окружающих в определенной деятельности

·           стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:

·           Быстрое освоение материала и высокая успешность его выполнения;

·           Использование нестандартного мышления для решения каких-либо задач;

·           Новаторство

Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:

·           Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

·           Повышенная любознательности.

·           Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

·           Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Можно выделить три категории одаренных детей:

·           с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

·           с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам;

·           проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.

Типы и виды одаренности.

·           Интеллектуальная одаренность, подразумевающая особо высокий уровень развития сенсорной чувствительности, мышления и памяти, который обеспечивает успешность в решении умственных задач.

·           Талант академических достижений, который выражается в быстром и успешном освоении чтения, математических основ, природных закономерностей.

·           Художественный талант, который может проявляться в любой из областей искусства – изобразительной, музыкальной, литературной.

·           Исключительные двигательные способности – отличное владение своим телом с точки зрения зрительно-двигательной координации, быстрый бег, выраженная прыгучесть, выносливость при физической нагрузке.

·           Коммуникативный талант, который проявляется в очевидном лидерстве ребенка в общении со сверстниками или легкости и естественности в общении, в умении быть партнером.

Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:

·           Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

·           Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

·           Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

·           Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

·           Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

·           Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

·           Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

·           Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.

·           Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы

·           Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

·           Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

·           Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

·           Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

·           Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими.

·           Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несооб­разности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

·           У них очень часто возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

·           Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

·           Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка

К таким детям нельзя подходить со стандартными мерками, так как их обучение по традиционным методикам губит креативность.