Одаренный ребенок - это
ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности -
это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных
задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка
(игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная
активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности,
лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя
речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная
внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Одаренные дети
быстрее и легче усваивают новую информацию, чем их сверстники, при прочих
равных условиях. У них более высокая креативность и более выраженные
творческие способности.
Выявлять наличие одаренности можно попробовать по следующим общим признакам:
·
безграничное
любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности
·
способность
легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по
пустякам
·
способность
перескакивать через несколько этапов развития
·
многогранный
и обширный словарный запас
·
сильно
развитое чувство справедливости
·
увлечение
чтением научной литературы
·
частый отказ
спать днем
·
стремление
задействовать окружающих в определенной деятельности
·
стремление
дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями
Признаки одаренности охватывают два
аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и
мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими
признаками:
·
Быстрое освоение материала
и высокая успешность его выполнения;
·
Использование
нестандартного мышления для решения каких-либо задач;
·
Новаторство
Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:
·
Повышенная
избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету,
техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной
активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.),
сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
·
Повышенная любознательности.
·
Ярко выраженный
интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность
каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
·
Высокая
требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Можно выделить три категории одаренных детей:
·
с
необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных
условиях;
·
с признаками
специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию,
языкам;
·
проявляющие
яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной
творческой одаренности.
Типы и виды одаренности.
·
Интеллектуальная
одаренность, подразумевающая особо высокий уровень развития сенсорной
чувствительности, мышления и памяти, который обеспечивает успешность в решении
умственных задач.
·
Талант академических
достижений, который выражается в быстром и успешном освоении чтения,
математических основ, природных закономерностей.
·
Художественный талант,
который может проявляться в любой из областей искусства – изобразительной,
музыкальной, литературной.
·
Исключительные
двигательные способности – отличное владение своим телом с точки зрения
зрительно-двигательной координации, быстрый бег, выраженная прыгучесть,
выносливость при физической нагрузке.
·
Коммуникативный
талант, который проявляется в очевидном лидерстве ребенка в общении со
сверстниками или легкости и естественности в общении, в умении быть партнером.
Психологическое
развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют
ряд характерных особенностей:
·
Такие дети хотят
добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие
над собой.
·
Способны к
самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
·
Умеют критически
оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
·
Погружены в
философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности
мироздания.
·
Не довольствуются
поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их
сверстников.
·
Постоянно стремятся к
самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо
(перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в
случае невозможности их достижения.
·
Могут полностью
концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
·
Способны фиксировать
свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.
·
Занятие для них
особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация,
импровизация и парадоксы
·
Умеют выделять главное
в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
·
Лучше других своих
сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью,
использовать логические операции, систематизировать и классифицировать
материал.
·
Остро переживают
несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
·
Для одаренных детей,
как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны
вообразить множество опасных последствий.
·
Чрезвычайно
восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими.
·
Хорошо развито чувство
юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор
там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для
тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее
восприимчивыми людьми.
·
У них очень часто
возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от
непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия
себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо
общение с такими же одаренными детьми.
·
Очень высокий
энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства
проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20
ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.
·
Тонкая моторика по
сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка
намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное
психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем
случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к
раздражительности одаренного ребенка
К таким
детям нельзя подходить со стандартными мерками, так как их обучение по
традиционным методикам губит креативность.