Для малыша песок - это природный материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и так далее.
Для детей 2 - 3 лет
овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия.
Малыши с помощью песка «варят кашку», «пекут куличики и пирожки».
Именно через подражание взрослым они овладевают материалом.
В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная
от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.
Песок - это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует
работу сразу многих видов чувствительности.
Играя с песком, ребенок развивает мелкую моторику,
овладевает действиями с предметами и бытовыми орудиями, а затем малыш сможет перенести
эти действия в свою жизнь.
Игры с сухим и влажным
песком.
Пересыпание песка или других сыпучих материалов и просеивание
целесообразно проводить только на индивидуальных подносах, а размешивания можно
организовать прямо в песочницах. Эти упражнения готовят малыша к самостоятельным
действиям, например на кухне. В данном случае работа с сыпучими материалами является
предварительным шагом к работе с водой.
Для игр понадобятся набор игрушечной посуды (лучше прозрачной),
различные сита и воронки, чаши, мерные стаканчики. Можно выделить несколько вариаций
игр, которые следует вводить, начиная от простого к сложному.
● Размешивание сухого песка столовой ложкой в чаше.
● Размешивание сухого песка чайной ложкой в чайной чашке.
● Размешивание сухого песка в чаше с постепенным добавлением
воды ложкой.
● Размешивание чайной ложкой воды в чайной чашке с добавлением
песка (по аналогии с сахарным песком).
● Пересыпание
сухого песка из одной чаши в другую.
● Пересыпание сухого песка из кувшина в чайную чашку.
● Пересыпание сухого песка из чайничка в чайную чашку.
● Пересыпание сухого песка черпачком из чаши в чашу.
● Пересыпание сухого песка столовой ложкой из чаши в чашу.
● Пересыпание сухого песка ложкой из сахарницы в чайную чашку.
● Насыпание сухого песка из чаши в мерный стакан (до отмеченной
цветной лентой метки).
● Насыпание сухого песка из чаши в три мерных стаканчика (до
разного уровня).
● Просеивание сухого песка через сито с ручкой.
● Просеивание сухого песка через сито-кружку с мельницей для
муки.
● Перекладывание влажного песка ложкой из чаши в чашу.
● Перекладывание куличика плоской лопаточкой.
● Отрезание кусочков от массы из влажного песка, перекладывание
кусочка лопаточкой.
Игра "Пирожки".
Поочередные движения: захват песка в кулачки,рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.
С мамой тесто мы замесим,
Чтоб испечь пирог нам вместе.
Нужно тесто поразмять,
Нужно тесто нам помять,
Нужно тесто порубить
И немножечко побить.
Игра «Змейка и червячки».
Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной или двумя руками.— Я — змея! —
Сказал Червяк.
А Змея:
— Какой чудак!
Подрасти бы надо
Да набраться яда.
Игра «Гладь».
Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т. е. выполняя одновременно.
Тишь да гладь,
В море бури не видать.
Только легкая волна
Набежит издалека.
Д. Ильина
Игра «Крабики».
«Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.Глубоко на дне морском
Краб гуляет босиком:
Он натер сегодня пятку —
Целый день плясал вприсядку.
В. Кириленко
Игра «Человечки».
«Пройтись» по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Русская народная потешка
Игра «Дождик».
Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.Дождик с самого утра
Зарядил как из ведра.
Видно, КТО-ТО против правил
В небе тучку продырявил.
Е. Ярышевская
Игра «Щепоть».
Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу щепотью.Суп варить я маме буду,
Посолить я не забуду.
Поперчили, посолили
И на стол скорей накрыли.
Игра «Бульдозер».
Соединить ладони у основания и раздвинуть пальцами наружу, образуя «ковш». «Ковшом» сгребать песок от себя. Затем, наоборот, соединить кончики пальцев, раздвинув ладони у основания, и сгребать песок к себе.Кто над всклоченной землею
Смело кучи разгребает?
Это маленький бульдозер
Своим носом все ровняет!
М. Погарский
Игра «Горы».
Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в гору. Получившуюся гору прихлопать ладонями. Затем ладонисоединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на две части. Отвести из этого положения ладони в сторону, разгребая песок. Если при этом дно песочницы не проявилось, повторить игру вновь.
Высоко стоит гора,
Покорить ее пора.
Мы полезем высоко,
Хоть идти нам нелегко.
Игра «Клад».
Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для
другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы теннисные шарики, крупные марблсы, шишки и др.
Мы копали и копали,
Вот так, вот так.
Ценный клад мы отыскали.
Вот такой, такой большой!
Игра «Следы-узоры».
На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя, например, обычный массажный мяч (его шипы оставят красивый узор на песке) или самостоятельно подготовленные материалы, например описанные ниже.1. Из полимерной глины сделать шар, полый цилиндр и нанести на них выпуклый узор из тоненьких колбасок и колобков и/или углублений в виде бороздок. Полый цилиндр надевают на обычный карандаш, который удерживают двумя руками, водя рельефный цилиндр по песку.
2. Специальные грабельки-расчески, которые можно сделать самостоятельно. Для этого можно использовать прочный тонкий пластик.
Например, крышку от пластикового контейнера разрезать на две части, с одной стороны каждой части вырезать зубья разной формы и размера. «Причесывая» песок такой расческой, можно оставить разные узоры.
3. Игрушка-волчок, заводная игрушка, неваляшка, щетка с жесткой щетиной.
Важно, чтобы малыш попробовал работать каждым инструментом.
Обыграть ситуацию можно введением сюжетного компонента. Для этого можно использовать небольшие муляжи овощей, также их можно сделать из соленого теста или полимерной глины.
Роет норку хитрый крот.
Он копает огород.
Роет здесь
И роет там.
В середине,
По бокам.
Е. Ульева
Игра «Пекари».
Проводится в песочнице с влажным природным песком или на любой поверхности с кинетическим песком. Оставлять отпечатки на влажном песке с помощьюоткрытых формочек для вырезания плоских фигурок из теста.