Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр.
„Цветные дорожки“
Необходимый инвентарь: бисер, бусины различных размеров, емкость, где лежит биссер.
Бисер аккуратно сыплется на стол
тремя пальцами (»щепоткой").
Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.
Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.
«Бисер в вазочке»
Необходимый инвентарь: бисер, бусины различных размеров, тарелочка, бутылка с узким горлышком.
Предложите ребенку брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую
вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.
«Разложим по порядку»
Необходимый инвентарь: бисер, бусины разных цветов, таких же цветов тарелочки.
Высыпьте в мисочку бусинки двух
цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте
два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”.
Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки,
причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать
бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки
упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше
бусинок.
«Больше и меньше»
Необходимый инвентарь: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного
размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров,
допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же
процедуры с его собственными бутылками и пузырьками.
«Волшебное сито»
Необходимый инвентарь: манка, рис, другие крупы, сито, тарелка.
Покажите вашему ребенку тарелочку с крупами (манка + другая крупа с более крупными зернами), предложите рассортировать крупы. продемонстрируйте ребенку, как вы сыпете смесь круп через сито: манка проходит через дырочки, а другая крупа задерживается. Дайте проделать тоже самое и ребенку.
Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус.
Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом
– рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь
вместе с малышом достигнутому результату.
" Игры с застежками"
Необходимый инвентарь: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки На
плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты,
шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок,
крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-«липучки».
Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать
медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно
пронаблюдать весь процесс.
“Посыпаем дорожки”
Необходимый инвентарь: крупы манка или пшено, можно использовать песок.
Предложите ребенку посыпать
“песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее
чем-либо, например, полосками бумаги.
Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому.
Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края
дорожки.
Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром”
песочный “торт” и т.п.
“Открой и закрой”
Необходимый инвентарь: различные по размеру и орме баночки и крышечки к ним.
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
«Коробочка с тканями»
Необходимый инвентарь:: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной
текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.).
Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по
текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками;
когда малыш поймет
смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
«Волшебный мешочек»
Необходимый инвентарь: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток,
шнурок и т.п.).
Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из
мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как
ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их
на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста
малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами,
начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву «л», можно
положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).
«Веселые прищепки»
Необходимый инвентарь: разноцветные прищепки,
картонные заготовки в виде солнышка, ежика, елочки, тучки и так далее.
Прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков.
Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к
картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить:
попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия
были более увлекательные — сделайте специальные картонные заготовки, например,
можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее
цеплять ёлочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.
«Кто спрятался?»
Необходимый инвентарь: глубокая емкость, различные крупы, мелкие игрушки.
Насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки
зверей, и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе?
Полезно для
развития мелкой моторики.
«Бумажные шарики и улитки»
Необходимый инвентарь: бумажные салфетки, листы бумаги.
Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это
занятие не потребует от родителей особых материальных затрат.
Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики.
А
двухлетний малыш вполне сможет самостоятельно создать из них бумажную
скульптур - забавного снеговика!
Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки — кому как нравится!
Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки — кому как нравится!