УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ БЛОГА,
НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ, А ТАКЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНТЕРЕСНЫМИ, РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ, В КОТОРЫЕ СМОЖЕТЕ ПОИГРАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ.

Поиск по этому блогу

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ


Готовность к школьному обучению это многокомпонентное образование. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты.
Личностная готовность.
     Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отноше­ния к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказы­вать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в обще­нии с педагогами.
Интеллектуальная готовность.
            Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
-дифференцированное восприятие
-аналитическое мышление
-логическое запоминание
-интерес к знаниям
-широкий кругозор
-фонематический слух
Недостаточно развитый фонематический слух может стать причиной того, что ребенок долго не сможет овладеть чтением, и особенно письмом. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить  звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Можно использовать различные ребусы, лото.
- навыки связанного рассказа
Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображенном. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой  перестройки психических процессов, орудием мышления. Поэтому очень важно научить ребенка рассказывать, о выполненной или проделанной им работе.
-развитие тонких движений руки.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
• мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего раз­виваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
• пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз,вперед-назад и т.д.);
• чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
• изобразительных и графических умений в процессе изобрази­тельной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? (Логопед рассказывает про упражнения и демонстрирует родителям наглядный материал.)
Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование — рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение раз­личных элементов узора, приемы расположения элементов на плос­кости, учится правильно определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закра­шено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различ­ных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисо­вать штрихи, контролируют параллельность линий, их направле­ние, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
Широко используются различные графические упражнения в тет­ради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, тре­угольников.
Правила работы с рабочими тетрадями дома (формирование правильной осанки)
1) Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен гор­биться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.
2) Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет — падать слева.
3) Следите за тем, как ребенок держит ручку или карандаш. Часто бывает, что ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой»или сжав руку в кулак.
4) Кисть и локоть не должны зависать над столом.
5) Ребенок не должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.
6) Время работы с тетрадями не должно превышать 7—10 мин.
Социально-психологическая готовность.
      Этот компонент включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Предполагается развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающие способности справиться с ролью школьника  в ситуации школьного обучения.
Еще одним не менее важным качеством является развитие самостоятельности.          
Самостоя­тельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элемен­тов творчества. Самостоятельный ребенок — это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверен­но. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к пове­дению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно само­стоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испыты­вает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взросло­го, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении зада­ний.
Для этого необходимо:
1. Постоянно обогащать знания и умения детей.
2. Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно пред­лагая новые задания.
4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
6. Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
7. Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его дости­жений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
8. Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.