Главная задача
знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это
воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать
и понимать художественный текст.
Книга вводит
ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений,
мыслей, поступков, характеров.
Книга раскрывает
человеческие и духовные ценности.
Книга,
прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в
зрелом возрасте.
Задача взрослого
– открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет
погружение в чтение.
С самого
маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно,
чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и
девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
У
малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на
выдумку продолжения понравившейся ему истории.
Для
самых маленьких чтение - это прежде всего общение с родителями, период
«пристального внимания», остро необходимого любому ребенку.
Ребенок
ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени
малыша и они вместе читают любимую книгу.
Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать
ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями.
Значение
книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять
представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его
окружает.
Современные
дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.
Ребенок
должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные
события, страстно переживать их.
В
дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём
многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок,
пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями
А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я.
Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Знакомить
ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы
30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы,
мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает
эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.
При
работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в
осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Слушая сказки,
дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за
другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета
характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим
дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие).
Ребёнок
4 - 5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает
их вместе с героями.
Рекомендации по приобретению литературы:
1.
Дети
2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать.
Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок»,
«Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому
ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте
ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году
жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать
стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.
2.
У
детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной
речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на
отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских
народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте
можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными
сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
3.Для детей 6-7
лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки,
только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством
Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет
следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок,
сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца.
Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте
внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по
ролям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу,
родителям нужно сильно потрудиться.
Советы
для родителей.
·
Чаще
говорите о ценности книги;
·
Воспитывайте
бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
·
Вы
главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит,
стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
·
Посещайте
вместе библиотеку, книжные магазины;
·
Покупайте
книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
·
Радуйтесь
успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
·
Обсуждайте
прочитанную книгу среди членов семьи;
·
Рассказывайте
ребенку об авторе прочитанной книги;
·
Чаще
устраивайте семейные чтения.
Итак, в дошкольном детстве важно не
обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг.
Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет
умение читать.
Чтение для детей должно стать ежедневной
привычкой, стать необходимостью.