
Кризис
3-х лет относится к числу острых кризисов. Кризис протекает, как кризис
социальных отношений.
Смысл кризиса 3-х лет заключается в начальном становлении самосознания ребенка.
Ребенок устанавливает границы
возможного: познает различие между “должен” и ”хочу”. У детей начинает
формироваться воля, дети стремиться сделать выбор сами, стремиться к
самоутверждению.
Первые признаки начала кризиса 3-х лет выражаются в том, что:
1.
В речи появляются
символы, пока еще бессмысленные – “Я, хочу-не хочу”. Ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а
в первом лице: “Я возьму”, “Дай мне”.
2.
Ребенок начинает
сравнивать себя со взрослыми, он хочет быть таким же как взрослые, выполнять те
же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью. Ребенок начинает
говорить “Я сам…”.
3. Дети часто заявляют
“Когда я вырасту , то буду …” это вовсе
не означает, что он намерен терпеливо ждать, пока на самом деле вырастет. По
сути дела – это желание немедленно стать “большим’. Это желание наиболее ярко
выливается в неукротимое стремление к самостоятельности, в противопоставление
своих желаний требованиям взрослых.
В этот период, который
длиться обычно несколько месяцев (и протекает у разных детей, по-разному), взрослые
испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, причиной
которых являютя его упрямство и
негативизм. Дети не только протестуют на каждом шагу против нашей излишней (по
их мнению) опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены.
Можно выделить следующие
поведенческие характеристики кризиса 3-х лет:
1.
Негативизм –
реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от
взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Если
при обычном непослушании требования взрослого расходятся с желаниями ребенка,то
при проявлениях негативимзма главным оказывается стремление не подчиняться
требованиям взрослого.
2.
Упрямство –
ребенок настаивает на чем-то не, потому что хочет, а потому что он это
потребовал. Он связан своим первоначальным решением. Малыш настаивает на своем
не потому, что так сильно хочет этого, а потому что это потребовал. Как же
теперь отступиться.
Личность
ребенка еще слабая, она находиться в процессе становления. Поэтому его упрямство можно рассматривать как
своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к
негативизму.
3.
Строптивость –
она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился
до 3-х лет.
4.
Своеволие –
стремиться все делать сам.
5.
Протест-бунт –
ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6.
Обесценивание
взрослых – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразниться и
обзываться.
7.
Деспотизм –
ребенок стремиться заставить взрослых выполнять его требования.
Несмотря
на все казалось бы, отрицательные проявления в поведении, надо помнить, что они
естественны для ребенка данного возраста и более того необходимы для
дальнейшего его успешного развития. Они связаны
с прохождением кризиса от успешности разрешения, которого зависит во
многом дальнейшее становление личности ребенка.
Острота
кризиса прямо зависит от отношения к ребенку взрослых. Попытки обращаться с ним
по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению
их в течение всего детства, а то и позже. Тактичное же поведение взрослых,
предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.
Разумеется,
взрослые должны помнить при этом, что определить меру возможностей малыша – это
задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку в этом
вопросе было бы неправильно. Притязания ребенка “быть как взрослый ” слишком
велеки, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле.
Предложите
ребенку помочь вам в чем-либо: например, расставить стулья в группе, прибрать
игрушки и т. д. Это дает возможность ребенку почуствовать себе “взрослым”.
Если же
вы столкнулись с проявлениями неготивизма или упрямства, то, если есть возможность, лучше уступить
требованиям ребенка, сделать исключение. Если же уступить требованиям в данной
ситуации не получается, то лучше всего дать ребенку выплеснуь свое
негодование, а потом постараться
спокойно объяснить отказ. Главное не выказывать своего возмущения по поводу
поведения ребенка.
Все
развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в процессе игры. Игра
является основным занятием, основной деятельностью ребенка, она только меняет
свои формы, свое содержание на протяжении дошкольного периода.
Игровая
деятельность ребенка:
Собтвенно,
игра возникает в 3 года. На первом этапе она представляет собою копрование
действий и поведения взрослых . Игрушки в это время являются моделями
предметов, с которыми играют взрослые. Возникает, так называемая,
сюжетно-ролевая игра. В процессе ее ребенок воспроизводит сюжеты действий,
только в ценре внимания младшего дошкольника оказывается не роль, а действия,
имитирующие действия взрослого. Самостоятельная игровая деятельность детей
преимущественно строится как подрожательно-параллельные действия, как игра
рядом. Например: ребенок увидел, как подметают пол, и начинает сам копировать
действия, играть в подметание пола, увидел ,как взрослый забивает гвозди,
отпиливает доску, начинает сам пилить,
забивать.
В этом
возрасте дети играют, как правило, в одиночку. Ребята мало обращают внимания
друг на друга и действуют каждый со своим предметом. При этом некоторые игровые
действия могут повторяться несколько раз, как будто ребенок их тренирует и
закрепляет.
Центральным
содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Роли фактически
есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых
ребенком действий. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после
игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко
нарушается.
В игре
ребенок 3 – 4 лет не может вообразить действия с предметами. Он не может
переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем
или кубик кастрюлькой, когда действует
ними. Сам предмет –заместитель должен иметь сходство с замещаемым
предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или
иной сюжет игры. Например: увидел белый халат – стал играть в больницу; увидел
весы – стал продавцом.
Внешние
факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел
теряется. Они забывают переименования предметов и начинают их использовать в
соответствии с реальными функциями.
Игра у младших
дошкольников продолжается в среднем 10 – 15 минут.
Уже
к 3-ем годам у детей накапливается достаточный объем представлений, необходимый
для продуктивной деятельности.
Наряду с
игровой деятельностью в дошкольном возрасте развивается и рисуночная
деятельность. К 3-ем годам рисунок ребенка достигает стадии каракулей то, есть
ребенок начинает рисовать определенные изображения, напоминающие предметы. Для
такого рисунка характерна повторяемость одних и тех же образов.
Первые каракули - это представления ребенком о предметах.
Воспринимаются и запоминаются яркие, признаки, с которыми ребенок смог
познакомиться на собственном опыте.
В районе
4-х лет возникает стадия схематического изображения предмета. Здесь предмет
узнаваем, но схематизирован. Например: машина – два кружечка (колеса), кузов
(нечто похожее на прямоугольник) и кабина.
На 4-ом
году жизни ребенок может усвоить форму: круг, треугольник, квадрат.
При
восприятии времени младший дошкольник ориентируется на режимные моменты. Например: утро – когда встал, ложиться спать
– наступила ночь, и так далее.
К 3-ем
годам процесс овладения речи, в основном, завершен. Ребенок может уже задавать
вопросы, умеет излагать просьбы,
высказываться на бытовые темы. Словарный объем речи составляет уже около тысячи
слов. Речь все еще носит ситуативный характер, то есть высказывания ребенка
отражают то, что в данный момент находиться в центре внимания ребенка, что для
него является актуальным. Ребенок еще
пока не способен объяснить последовательность событий, может при попытке к пересказу переставить все
события местами.
В 3 – 4
года начинается усвоение ребенком социальных и моральных норм поведения. Ребенок может пожалеть кого-нибудь, если
увидит, что тот плачет. Может
почувствовать себя виноватым, если ему сделают замечание. Но пока такие
проявления ситуативные, с возрастом они станут более устойчивые и приобретут
более зрелый характер.
Оценка
ребенком самого себя носит пока еще тоже ситуативный характер и зависит в
первую очередь от эмоционального отношения взрослого к ребенку в конкретной
ситуации. Хвалим мы ребенка – он чувствует себя хорошим; ругаем – плохим.
Поэтому нужно стараться замечать каждый успех ребенка, и поддерживать его.