В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления. Это значит, что малыш не может управлять ими по собственному желанию. По-прежнему сохраняется эмоциональная лабильность, то есть эмоциональная неуравновешенность с яркими проявлениями, и высокая потребность в эмоциональном комфорте.
Общение
уже не носит
ситуативно-личностный характер. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что
взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по совместной
деятельности. Сверстник пока мало
пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью. С ним
трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с трех-четырёхлетними
детьми данной возрастной группы осложнено тем, что они проходят через
возрастной кризис трёх лет – кризис “Я
сам!” В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать
все его намерения, каждое ”Я хочу!” и
“Я буду!”, если это не угрожает жизни и
здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет
работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании.
Формы работы, поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление
детей старше 3 лет носит уже
наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами
ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом
сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном
непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что
видит перед собой в данную минуту. От
взрослых требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить
детям время и свободу деятельности в ней.
Речь у ребёнка находится в стадии
становления, поэтому взрослый ещё не может
полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний.
Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного
представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в
несформированности представлений или же речи. Педагог может расширять собственный используемый словарный запас, но
не должен требовать от трёх - четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов.
Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения
мыслительных операций на речевое формулирование.
§ ВНИМАНИЕ,
МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ СОХРАНЯЮТ
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;
§ РЕЧЬ
НАХОДИТСЯ В СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ;
§ ВЕДУЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- ИГРА;
§ МЫШЛЕНИЕ
-- НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ;
§ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ
СТАНОВИТСЯ СИТУАТИВНО-ДЕЛОВЫМ
(ВЗРОСЛЫЙ ПРИВЛЕКАЕТ РЕБЁНКА КАК ПАРТНЁР ПО ИНТЕРЕСНОЙ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);
§ ОБЩЕНИЕ СО
СВЕРСТНИКАМИ ЗАТРУДНЯЕТ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ РЕЧИ;
§ РЕБЁНОК
ПОЗНАЁТ МИР, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО В ДАННЫЙ МОМЕНТ;
§ КРИЗИС
СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ “Я – САМ”.