Непроизвольность психических процессов
сохраняется и на пятом году жизни.
Внимание, память, мышление предполагают руководство взрослым (ребёнок не в
состоянии самостоятельно сосредоточиться).
Однако важнейшими новообразованиями являются два:
-
завершение в основном
процесса формирования активной
речи;
-
сознание
выходит за пределы непосредственно воспринимаемой
действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь
как источник увлекательной и компетентной информации.
Общение
носит внеситуативно-деловой
характер.
Кризис
3 лет остался позади, дети стали
более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим
сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую
значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование.
Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации
индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.
Мышление
по-прежнему носит наглядно-образный характер.
Средний возраст
совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему.
Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию
привлекательной для ребёнка четырёх-пяти
лет является “одушевление”. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с
удовольствием слушают волшебные сказки.
§ ВНИМАНИЕ,
МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ СОХРАНЯЮТ
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;
§ ЗАВЕРШАЕТСЯ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ;
§ ВЕДУЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- ИГРА;
§ МЫШЛЕНИЕ НОСИТ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР;
§ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ
СТАНОВИТСЯ ВНЕСИТУАТИВНО-ДЕЛОВЫМ
(ВЗРОСЛЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС КАК
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ);
§ ОБЩЕНИЕ СО
СВЕРСТНИКАМИ КАК С ПАРТНЁРАМИ ПО ИГРЕ;
§ ДЕТИ
ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС К ВОЛШЕБНЫМ СКАЗКАМ И ЛЕГЧЕ ВОСПРИНИМАЮТ И
ЗАПОМИНАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, ЕСЛИ ОНА КАСАЕТСЯ КОГО-ТО
ЖИВОГО.