«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и
считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому
научиться».
Венгер Л.А.
Совсем скоро в жизни многих
ребят начнется очень важный период: ребенок покинет стены детского сада и
пойдет в школу.
Готовить детей к этому
событию родители, как правило, начинают заранее. Детей учат читать и писать,
решать примеры, знакомят с окружающим миром. Все это, конечно, нужно знать и
уметь будущим школьникам.
Знать современный первоклашка должен
немало, современная школа требует обширной базы знаний. Ребенок, пришедший
неподготовленным, сразу оказывается в сложной ситуации. Ему сложно учиться
наравне с другими детьми, ему придется нагонять сверстников, чувствуя себя
неуспевающим. А отсюда уже недалеко и до отрицательного отношения к учебе,
нежелания идти в школу. Поэтому детей к школе следует готовить заранее.
И здесь самое главное не выпустить из
виду тот факт, что помимо овладения базовыми знаниями, не менее важно развить у
ребенка определенные социальные навыки, приучить к самостоятельности,
сформировать ответственность.
Приходя в школу, ребенок попадает совсем
в другую, новую, по сравнению с детским садом, среду. К ребенку будут
предъявляться совсем другие, нежели в детском саду, требования, к которым ребенку придется адаптироваться.
У ребенка должна быть сформирована
психологическая и социальная готовность к поступлению в школу.
Это значит, что ребенок должен:
- знать, как
нужно себя вести в обществе, не оскорблять и не задираться, вести себя
прилично, не капризничать;
- уметь общаться с взрослыми уважительно;
- уметь общаться со сверстниками:
говорить, обсуждать, отстаивать мнение, не бить и не быть битым;
- уметь спокойно сидеть на занятиях в течение урока;
- хотеть учиться;
- уметь сравнивать понятия, явления, делать выводы;
- пытаться доводить дело до конца, преодолевать трудности;
- удерживать внимание на действии;
- понимать, для чего нужна школа, осознавать себя в учебном процессе.
Проще всего сформировать эти навыки,
включая ребенка во «взрослую» жизнь. Путешествия, походы, прогулки, да и просто
совместный поход в магазин, когда ребенок активно участвует в обсуждении того,
что нужно купить, для чего это может понадобиться – очень значимы.
Не менее важны совместные просмотры
мультфильмов, чтение книг, сказок. Это один из самых
эффективных способов развития не только речи, мышления, воображения, внимания,
памяти, но и формирование эмоциональной сферы, личности ребенка. Но только при условии
активного обсуждения прочитанного, обмена мнениями между родителями и ребенком.
Все это не только расширяет кругозор, но
и формирует представление ребенка об окружающей его реальности, о
взаимоотношениях между людьми. Помогает понять, почему так можно себя вести, а
так нельзя, и в какой конкретно ситуации, не только исходя из родительских
запретов и поучений, но и на конкретных примерах.
Это та база, которая необходимо дать
каждому родителю овладеть своим детям.
Всё дошкольное детство в
той или иной степени является подготовкой к школьной жизни. А самым главным для
ребенка в этом возрасте является игра.
В игре ребёнок выстраивает свои отношения с
окружающим миром. В одних ситуациях он лидирует, в других – подчиняется, в
третьих – учится сотрудничать. И именно через это формируется произвольность,
умение подчинять свое поведение правилам.
Игра развивает интеллект, эмоции, коммуникативные навыки, готовит
к жизни в целом.
Поэтому важнейшая
предпосылка готовности к школе – уметь играть. В ином случае нагрузка начальной
школы станет непомерной и может привести к нарушениям поведения (капризности,
плаксивости, страху, агрессии и даже отказу идти в школу).
Не менее важно сформировать у ребенка
самостоятельность, ответственность. Так, придя в школу, оказавшись на уроке,
ребенок должен будет сам организовывать свое поведение: следить за тем, какое
задание сейчас объясняет учитель, какой пример нужно решать, и так далее.
А если ребенку будет необходимо самому
делать домашнее задание, разбираться в теме урока…
Тут без самостоятельности, умения планировать,
организовать свою деятельность ребенку будет очень тяжело справиться.
Поэтому необходимо научить
детей самостоятельности: уметь одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать
шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде и так далее.
Ребенок-дошкольник уже вполне способен ухаживать за
собой, и даже шнурки и пуговицы ему не страшны. В школе ему надо будет самому
переодеться на урок физкультуры, навести порядок на парте, убрать тарелку в
столовой.
Если ребенок уже научился
быть самостоятельным дома, в решении бытовых вопросов самообслуживания, то ему
будет гораздо проще стать самостоятельным в школе. Учите всему заранее, назначьте
какие-то домашние обязанности – это поможет ему почувствовать себя взрослым.
Обязательно
нужно заботиться о здоровье детей: обучение в школе требует значительных усилий
и напряжения всего организма.
Именно поэтому так важна подготовка к
школе. А базовый запас знаний позволит школьнику почувствовать себя уверенней,
быстрее адаптироваться в классе и школе, легче привыкнуть к процессу обучения.