Содействует общему психическому развитию
активизация воображения. В этом возрасте воображении является основой для решения
простейших арифметических задач, а так
же устного счёта в пределах первого десятка. Благодаря воображению формируется
геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших
геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция,
которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и
взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание.
Сенситивный
период для развития воображения - именно дошкольный возраст. Вместе с тем
долгое время обучение детей строилось на
основе действия ребёнка по образцу, воспроизведении модели, предлагаемой
взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого
потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться
ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что
предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы
и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы,
визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство
с беспредметным, абстрактным искусством
, объектом внимания которого становится линия,
форма, цвет сами по себе.
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически
ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу и близкому взрослому,
выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых
наглядных материалов, их композиции на
занятии, например математикой, во многом определяет степень заинтересованности
ребят самим предметом.
Занятия музыкой, в том числе и
слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и
воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной
музыке ХХ столетия перед более
привычной для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, музыкой, в
которой доминирует изобразительное начало.
Необходимо привить детям вкус к
размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от
прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального
результата. Важно, чтобы ребёнку сопутствовал успех.
В методике работы с детьми данного
возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и
организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес
умозрительным рассуждениям.
___________________________________________________________________
§ ВНИМАНИЕ,
МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ СТАНОВЯТСЯ ПРОИЗВОЛЬНЫМИ;
§ РЕБЁНОК МОЖЕТ ПРОИЗВОЛЬНО УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ;
§
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ;
§
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИОБРЕТАЕТ ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ;
§ В ЛЮБОМ ВИДЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНОК МОЖЕТ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ СИЮМИНУТНОЙ СИТУАЦИИ,
ОСОЗНАТЬ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ,
УДЕРЖИВАТЬ В СОЗНАНИИ ОДНОВРЕМЕННО ЦЕПОЧКУ
ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СОБЫТИЙ ИЛИ РАЗНЫЕ
СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА
ИЛИ ПРОЦЕССА.